Внедрение системы менеджмента качества требует выполнения обязательств как со стороны консультанта по качеству, так и организации, внедряющей систему менеджмента качества и сотрудничества людей на всех уровнях.
Прежде чем наши консультанты приступят к работе, клиент назначает сотрудника, ответственного за вопросы качества в компании во время внедрения системы качества и при дальнейшей сертификации. Это позволит клиенту придерживаться стандартов и процедур и после того как консультант завершит свою работу и, соответственно, извлечь из такой работы как можно большую пользу. Этот сотрудник не обязан быть руководителем высшего звена и может быть новым штатным сотрудником. Такой сотрудник совместно с высшим руководством является основным контактным лицом для консультанта.
Первым этапом процесса консультирования является стадия планирования, где консультант проводит предварительную оценку потребностей клиента.
Это предполагает следующие этапы работы:
- ознакомительный семинар;
- анкетирование всех менеджеров среднего звена, руководителей производства и отделов;
- сбор дополнительной информации и данных от руководства среднего звена;
- сбор, анализ и организация процедур;
- организация и подготовка всей необходимой информацию;
- определение процедур, соответствующих деятельности клиента (список приведен ниже);
- создание рабочего плана для обсуждения с руководством компании.
Рабочий план разрабатывается под клиента индивидуально, однако стандартный формат включает в себя следующее:
- разработка процедур (как указано выше) и их документирование;
- семинары, тренинги и рабочие группы с персоналом компании и руководством по внедрению системы качества;
- разработка рабочих инструкций (процедуры рабочих процессов);
- индивидуальное обучение сотрудников, ответственных за качество;
- разработка всей необходимой документации;
- создание руководства по качеству.
Список процедур/ вопросов, которые могут содержаться в руководстве по качеству, включают:
- контроль документации;
- подготовка рабочих инструкций и блок-схем процессов;
- внутренний обмен информацией;
- оценка со стороны руководства;
- оценка ресурсов;
- определение и поддержание инфраструктуры;
- управление рабочей средой;
- удовлетворенность клиента;
- анализ данных;
- конструкторский отдел;
- обучение;
- оценка контрактов;
- подготовка планов проверок;
- подготовка маршрутной карты;
- выпуск проектов;
- отдел снабжения;
- оценка и контроль поставщиков/ подрядчиков;
- контроль процессов;
- валидация процессов;
- статус проверок и испытаний;
- обработка, хранение, упаковка, обеспечение сохранности и отгрузка;
- статистические методы;
- контроль и измерение процессов и продукта;
- продукт, поставляемый клиенту;
- контроль контрольно-измерительных приборов;
- внутренний аудит;
- контроль бракованной продукции;
- корректирующие и предупредительные меры.
Когда консультант удовлетворен подготовкой клиента к сертификации, консультант предпринимает предварительный аудит (репетицию сертификационного аудита). Он может рассматриваться как настоящий сертификационный аудит, и если консультант не уверен в том, что компания получит сертификат, некоторые мероприятия, указанные выше будут выполнены повторно. Если консультант удовлетворен, он порекомендует клиенту предпринять сертификационный аудит в сертификационном органе.